Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
ПРОСТО ФРУНЗИК!
1
2
3
4
5
6
4 июля исполняется 95 лет со дня рождения народного артиста СССР Фрунзе Мкртчяна. Фамилию его многим выговорить было нелегко, поэтому зрители называли своего любимца просто Фрунзиком. «Знаю, что люди любят меня. Но это от того, что и я их сильно люблю. Всех до одного!» – всегда говорил сам артист.

ИЗ КИНОБУДКИ И БЕЗ ДИПЛОМА!
Фрунзик Мкртчян родился в Ленинакане. Будучи школьником, он всё свободное время просиживал в будке киномеханика в местном Доме культуры и во время показа фильмов очень артистично комментировал или пародировал происходящее на экране. В итоге киномеханик отвёл его в театральную студию. Там тоже оценили талант мальчика, и уже очень скоро он вышел на сцену самодеятельного театра. В своём первом спектакле юный Мкртчян должен был сказать всего одну фразу: «Вам письмо от князя!» Но едва юный артист появился на сцене, как зрители стали безудержно хохотать. Тогда Фрунзик озадаченно посмотрел в зал, выдержал паузу и произнёс: «Знаете, сами передавайте князю это письмо – мне некогда, у меня дела». И убежал за кулисы. В тот день Фрунзик понял, что смех в зрительном зале – признак хорошей игры, а уходя вечером из Дома культуры, уже понимал: жить без театра он теперь не сможет. В 1956 году Фрунзик окончил Ереванский художественно-театральный институт, но забыл забрать диплом. Впрочем, этот документ у него нигде, никто и никогда не требовал...

ТАЛАНТЛИВАЯ НОГА
Кинодебют Фрунзика Мкртчяна тоже был необычным. Молодой артист был очень рад, когда его пригласил на роль в свою картину «Тайна озера Севан» сам Александр Роу. У Мкртчяна была простая задача в кадре – убрать мешающий на дороге камень. Во время съёмок Роу восхищался тем, как идеально Фрунзик сыграл в таком незамысловатом эпизоде, а во время монтажа даже решил, что талантливого юноши в кадре слишком много и он оттягивает на себя внимание от других артистов. И в результате «порезал» эпизод так, что от Мкртчяна в фильме осталась только одна нога. Потом было ещё несколько эпизодических ролей, ну а настоящая слава артиста началась с комедии «Тридцать три», где Мкртчян сыграл профессора Брука. Потом Фрунзик неподражаемо исполнил роли пирата Грустного в «Айболите-66», забавного Борюсика в «Суете сует», плутоватого Джабраила в «Кавказской пленнице» и много других, в каждой из которых он радовал зрителей искромётным юмором и шедевральными фразами, автором которых зачастую был он сам. Роль простодушного водителя Рубика Хачикяна в комедии «Мимино» досталась Мкртчяну буквально по воле жребия. Кого подселить в гостиничный номер к Валико – эндокринолога из Свердловска в исполнении Евгения Леонова или шофёра из Ленинакана в исполнении Фрунзика? Режиссёр фильма Георгий Данелия решал этот вопрос, подбросив монетку. Выпала решка – Мкртчян. И, по словам Данелии, Фрунзик стал для этого фильма настоящей находкой. «Во время перерыва я возил Мкртчяна и Кикабизде обедать к себе домой. И за едой проявлялась просто-таки неуёмная фантазия Фрунзика. Он предлагал бесконечное множество вариантов съёмок той или иной сцены, из которых нам оставалось только выбрать. Некоторые эпизоды в фильме сняты вообще не по сценарию – и это итог наших обедов», – рассказывал Данелия. Многие реплики Рубика Хачикяна, отсутствовавшие в сценарии, тоже появились в картине благодаря экспромтам Мкртчяна во время съёмок. Среди них – «Я вам один умный вещь скажу, только вы не обижайтесь», «Я сейчас так хохотался», «Мой знакомый друг», «Вы почему кефир не кушаете? Что – не любите?» и так далее.

НОС К НОСУ
«Почему вы думаете, что у меня большой нос? Это у других носы маленькие!» – любил с улыбкой повторять Фрунзик. Артист совершенно искренне считал, что всё его обаяние было именно в носе. При этом он был уверен, что не вправе владеть таким богатством в одиночку, поэтому постоянно заказывал визитки, на которых одной линией был обозначен его армянский профиль. И раздавал их всем подряд и очень радовался тому, что нос Мкртчяна тогда можно было найти в кармане почти у каждого. Между прочим, и расписывался артист весьма своеобразно: ставя автограф, он буквально одной линией вырисовывал свой профиль – этакий носатый автопортрет. Может быть, поэтому Фрунзик особенно любил свою роль солдата Арменака в фильме о войне «Солдат и слон», где его партнёршей на площадке была слониха Майя. Рассказывают, что во время съёмок он, стоя рядом с Майей, с юмором приговаривал: «Наконец-то есть нос, рядом с которым мне не стыдно!» Кстати, Майя оказалась довольно своенравной актрисой и часто уходила из кадра, когда ей вздумается. Но Фрунзику удавалось найти общий язык с огромным животным, тем более, по словам артиста, он её совсем не боялся. «Чтобы слониха быстрее привыкла ко мне, я просил дрессировщика носить такую же солдатскую шинель, как у меня. Ну и конечно, я старался всячески баловать Майю и всегда держал наготове кусочки сахара – и это очень способствовало нашему взаимопониманию», – с улыбкой рассказывал артист. В фильме есть сцена, в которой Фрунзик ведёт слониху на привязи и ругает её за непослушание. Так вот, артист наотрез отказался ругать Майю, и в этой сцене роль слона пришлось исполнять режиссёру картины Дмитрию Кесаянцу. Сначала снимали отдельно Мкртчяна, который водил на привязи Кесаянца (тот не попадал в кадр) и при этом ругал его так, что вся съёмочная группа умирала от хохота. А Майя во время этих съёмок, видимо, почувствовав неладное, убежала в лес. Её потом, конечно, поймали и тоже отдельно сняли для этой сцены.

РИКША ИЗ НАРОДА
Одним из близких друзей Фрунзика Мкртчяна был артист Хорен Абрамян. Они вместе снимались в фильмах «Мы и наши горы» и «Приключения Мгера в отпуске». «И во время съёмок мы всегда старались уйти подальше друг от друга, иначе серьёзно работать не удавалось. Удержаться от подколок ни один из нас не мог! – хохоча вспоминал Абрамян. – Зато после работы отрывались. Помню, как мы с коллегами выкатились с очередных съёмок в 5 утра на центральную городскую площадь, где стояли огромный памятник Ленину и трибуна, и устроили там парад. Главным был, конечно, Мкртчян: он залез на трибуну и начал распределять всем роли. Один из нас стал генеральным секретарём, другой – министром иностранных дел, третий – членом Политбюро. А сам Фрунзик изображал народ и критиковал наши лозунги с трибуны «из толпы». А когда в итоге милиционер схватил его за шкирку, он завозмущался на всю площадь: «Это кричал не я, это кто-то из народа». Коллеги Фрунзика Мкртчяна любят вспоминать и историю, которая случилась на съёмках фильма «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» в Индии. Вечером артист вышел в город прогуляться. Дорогу ему преградила повозка, в которую был «запряжён» маленький рикша. Мкртчян сел на место пассажира, и ребёнок повёз его на полусогнутых. Но уже через пять метров Фрунзик вскочил, водрузил рикшу на своё место, а сам взял в руки оглобли… Индусы расступались в смятении: по центру города бежал хорошо одетый господин с воплями: «Иго-го!», а в тележке позади него хохотал пацан, выкрикивая по слогам заученное только что с помощью артиста: «Но! Ко-бы-ла!»

СЛАВА В МОЛЧАНИИ
В СССР популярность у Фрунзика Мкртчяна была просто фантастическая. Как-то артист на несколько дней прилетел из Еревана в Москву. Вместе с братом Альбертом они торопились на важную встречу, и Фрунзик предложил добраться до места назначения на метро. «Мы еле-еле втиснулись в вагон, – вспоминал Альберт. – Народу – не протолкнуться: кто читает, кто дремлет. Однако уже через тридцать секунд после того, как Фрунзик оказался в вагоне, все принялись кричать «Браво!» и аплодировать. Брату стало неловко, и на следующей станции мы вышли». В семье артиста по сей день хранится вырезка из газеты «Нью-Йорк таймс» – статья с заголовком «Пять минут молчания Мкртчяна». А написана она была вот по какому поводу. На одном из выступлений Фрунзика в Америке больше половины зала составляли американцы, которые не говорили ни по-русски, ни по-армянски. «Все боялись, что зрители не поймут ни слова. Но этого и не понадобилось... Мкртчян вышел на авансцену и пять минут молча стоял и смотрел в зал. И публика от хохота просто сползала со своих кресел на пол! А Фрунзик ещё раз окинул их взглядом, поклонился и ушёл. Это был фурор!» – рассказывал Альберт Мкртчян. А однажды Фрунзику пришла в голову идея слетать на выходные из Еревана в Сочи – он вообще был человеком спонтанным. Артист взял с собой друга и отправился в аэропорт. В кармане у него была тысяча рублей. Отдохнув на курорте и погуляв в ресторанах, друзья вернулись в Ереван. В кармане у Мкртчяна по-прежнему лежала тысяча рублей. А когда друзья поинтересовались, как же ему это удалось, Фрунзик загадочно улыбнулся, развёл руками и сделал такое лицо, что окружающие снова покатились со смеху.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?!
Женой Мкртчяна стала актриса Донара Пилосян. Когда они встретились, ему было за тридцать, а ей восемнадцать, он был известным актёром, она – студенткой театрального училища... Это была любовь с первого взгляда. У супругов родились сын Вазген и дочь Нунэ. Фрунзик просто боготворил своих детей и буквально задаривал их игрушками. Впрочем, близкие и друзья уверены, что эти игрушки он покупал в том числе и себе. «Ему было чрезвычайно интересно, как устроен, например, игрушечный голубь, который взлетает в небо и потом возвращается к тебе в руки. Или где у игрушечной машинки спрятан мотор, – с улыбкой рассказывал брат артиста Альберт. – Поэтому Фрунзик всегда разбирал все игрушки детей, пытаясь понять устройство механизмов. И, разумеется, потом не мог собрать обратно! Он вообще всегда и всему удивлялся. Не мог, например, понять, как работает телевизор и как это фильм из Америки доходит, например, до Еревана. В результате в его доме, а также в домах его друзей и родственников были раскручены все телевизоры и приёмники, причём так, что потом даже мастер не мог ничего починить».