Четверть века назад на российском телевидении появилась интеллектуальная передача «Своя игра», ведущим которой стал Петр Кулешов. За эти годы программа меняла «место прописки», эфирное оформление, хронометраж… И сам Кулешов за 25лет работы на телевидении успел попробовать себя в разных форматах – от развлекательных до информационных. Но самой большой удачей считает роль ведущего в «Своей игре», о которой с удовольствием побеседовал с нашим специальным корреспондентом.
«НАГРАДЫ — НА СПИНУ»
– Петр, «Своя игра» в этом году отмечает 25-летие. Недавно на телеканале «НТВ» завершилась серия игр, посвященная этому юбилею. И финал, честно говоря, удивил...
– Да, он был неожиданным. В плане победы того игрока, который раньше никогда не побеждал в крупных турнирах. И в этом заключалась главная интрига: кто станет обладателем кубка юбилейных игр. В этом году в игре принимали участие сильнейшие из сильнейших, этакие несокрушимые монстры в лице Анатолия Вассермана, Юрия Хашимова и Александра Либера. Последний – лидер по количеству сыгранных игр и наград за всю историю программы. В конце 1990-х была у нас награда «Орден кота ученого», и Либер выиграл этих «орденов» такое количество, что мы в шутку предложили ему вешать их на спину.
– Последние годы в игре принимают участвуют игроки, возраст которых равен программе. Есть и те, кто младше «Своей игры»...
– Видите ли, мы не занимаемся манипуляциями – в большинстве случаев игроки тянут жребий. Тот факт, что в этом смысле мы честны, ярко иллюстрирует то, что в программе зачастую играют два человека с одинаковыми именами. А иногда... три. И несчастному ведущему приходится ломать язык и говорить: «Юрий Анатольевич, а теперь Вы, Юрий Абдумажитович»... А вообще, с годами эрудитов меньше не становится, и программа закрылась бы, если бы сами люди не испытывали большого желания в нее играть. Огромное им спасибо за это желание!
– Молодые лучше играют? Наделены больше знаниями, чем старожилы проекта?
– При одинаковом количестве знаний, как правило, выигрывает тот, у кого лучше реакция, а не тот, у кого больше опыта... Естественно, у молодых людей реакция получше.
«ЛУЧШЕ ВСЕХ НА ПЛАНЕТЕ»
– За 25 лет существования передачи случалось ли на съемках что-нибудь забавное?
– У нас же всё происходит статично: люди стоят и отвечают на вопросы. Иногда отвечают смешно и парадоксально, но каких-то ярких случаев было не так много... А еще поймите: подобные передачи записываются циклами, за одну передачу я задаю 91 вопрос, за один цикл – около двух тысяч вопросов! И, конечно, когда идет запись третьей игры, ты уже не очень хорошо помнишь, кто выиграл в первой.
– То есть во время игры у Вас перед глазами 91 карточка?!
– Да! Но сейчас, спустя 25 лет, мы задумались, а не сделать ли для ведущего монитор и зачитывать вопросы с него.
– Как же Вам удается вовремя достать нужную карточку и задать вопросы?
– Это, пожалуй, я умею делать лучше всех на планете – быстро вытаскивать карточку с нужным вопросом. Этому можно научиться за пару часов. Я прекрасно понимаю, что это уже несовременно, но, к сожалению, программное обеспечение было устроено так, что вопрос подается прежде всего на экран для зрителя. И он может выглядеть так: «В 1988 году было добыто 1,4 триллиона тонн чего-то...» Я так никогда не произношу, поэтому мне нужно в одну секунду воткнуться в цифры и сказать: «Один триллион четыреста миллиардов». Всё это происходит стремительно, и я пишу себе в карточки памятки: переделываю римские числительные на латинские, ставлю ударения, подчеркиваю сложновыговариваемые слова. Знаете, ведь ведущий в «Своей игре» существует в первую очередь для зрителя. Я всегда повторяю: хороший игрок в «Своей игре» иной раз не знает, как выглядит ведущий, потому что быстро-быстро читает вопросы глазами на экране, потом переводит глаза на специальную лампочку, которую зрители не видят, – она сигнализирует игроку, что можно отвечать и нужно быстро нажать на кнопку, чтобы дать ответ. Ведущий же нужен игроку, только когда есть вопрос «Аукцион» или «Кот в мешке».
– Откройте секрет: что у Вас написано на карточках?
– Вопрос и ответ. И здесь нужно быстро сориентироваться, что тебе правильно или неправильно ответили. Так, отвечая про самую высокую вершину мира, можно сказать Эверест, а можно и Джомолунгма. И оба ответа будут правильными. Таких примеров не счесть. Иногда тебе правильно отвечают, и ты на секунду зависаешь, чтобы понять ответ, потому что в карточке написано совершенно другое. Я с вопросами стараюсь знакомиться до съемок, хотя это неправильно. Некоторое время я не знакомился с вопросами, чтобы сузить круг посвященных людей, чтобы не было жульничества. Но потом понял, что невозможно с ходу выхватить карточку из кассы (как мы ее называем), быстро прочитать вопрос и понять, о чем идет речь.
«ПИРАМИДЫ — ПОД ОКНА!»
– Как используете перерывы в работе над проектами?
– Я бы не сказал, что у меня много свободного времени. Иногда веду, к примеру, какие-то мероприятия, которых в последнее время стало меньше и они стали другого характера – более протокольные, в которые я не очень вписываюсь. Вот что я могу сделать не задумываясь, так это провести «Свою игру». Для кого угодно!
– А как отдыхаете? Может, любите путешествовать?
– Нет, нет, нет. Я в свое время сказал, что с удовольствием посмотрю на пирамиды, но только если их поставят ко мне под окна. Специально для этого куда-то ехать, сменить климат – не мое. Да и не приучен я к отдыху. У меня даже дачи нет. Я человек Дмитровского шоссе, где живу 50 с лишним лет в одной и той же квартире. Вы можете найти какого-нибудь ведущего федерального канала с большим стажем работы, который проживает в 20-метровой квартире? Интеллектуальные игры – это не самая дорогая и высокооплачиваемая работа.